вторник, 14 апреля 2015 г.

Эссе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ, КОТОРЫЕ МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЮТ
   Ребенок – прирожденный созидатель, творец и маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.  Но, к сожалению, с возрастом у многих детей стремление к познанию пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
   Вспоминается великолепное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?»

   Любознательность у детей – особая форма познавательного интереса, условие успешной активной умственной деятельности, поэтому очень отрадно, когда ребенок  проявляет живой интерес по всему тому, что может обогатить его жизненный опыт, дать новые впечатления, и печально, когда он равнодушен к окружающему миру. 
 Занимательная конструктивно-игровая деятельность успешно влияет на развитие эмоциональной активности ребенка, коммуникативных навыков и познавательных способностей.
  Став педагогом, я стараюсь быть для них прекрасной волшебницей, чтобы раскрыть неизведанный, многообразный мир, открыть им тайны, загадки, которыми наполнен он. Но как? Какими средствами?
  Но я же волшебница! И у меня есть палочка-выручалочка и таинственный сундучок, до которого лишь стоит коснуться палочкой, он раскроется, и тут же предстанут мои необычные помощники – разноцветные кубики и кирпичики, с которыми можно играть, экспериментировать, удивляться, восхищаться. Это могут быть – игрушки, ЛЕГО, «чудесный мешочек» и разноцветные баночки, фигурки человечков, разнообразные игрушки-зверушки разного объема и формы, мячи СУ-Джок, различные виды конструктора и множество других забавных вещей.
   Сюжеты для конструктивной деятельности придумываются с использованием элементов сюрпризности, развлекательности, с участием занимательных героев. Дети радуются собственным открытиям и восторгаются вместе с Котенком - Замудренком, профессором Любознайкиным и гномом Умником. Вместе с любопытным Буратино и славной Дюймовочкой задают вопросы «Что это?», «Для чего?», «Как?», «Кому необходима?».
  Во время проведения игр с ЛЕГО конструктором постоянно возникает необходимость сравнивать предметы, соединять их между собой, располагать предметы в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников, производить другие операции, ведь именно в таких играх дети встречаются со сложными задачами, которые необходимо решать. Предлагаю детям: помочь зайчонку спрятаться от серого волка и для этого построить высокий разноцветный домик, или собрать для цыпленка новых друзей-цыплят, или создать для Лунтика космическую ракету, чтобы он смог вернуться домой на Луну.
   А сколько чудесного, незабываемого, полезного можно узнать, путешествуя с Легошой. Например: детям предлагается отправиться в Африку и сконструировать жирафа. Определяем, из каких деталей состоит модель жирафа? А можно ли сконструированного жирафа превратить в какое-либо другое животное?
   А однажды в гости к детям приезжает грузовая машина, в кузове которой лежат недостроенные предметы. Грузовик обращается к детям с просьбой помочь достроить предметы с помощью разноцветных жителей. Дети добавляют недостающие детали и получаются замечательные предметы: высокая башня, красочный робот, сказочный домик, грузовая машина, нарядная елочка.
   Малыши с удовольствием обыгрывают полученные постройки, описывают свои конструкции и рассказывают об их назначении, в процессе конструирования отвечают на вопросы, причем на вопросы не только сверстников, но и педагога, и, конечно же, сами их задают. Детям предлагается отгадать загадки про игрушки, принять участие в игре «Что было бы если…».
   Так, используя своих помощников – наборы ЛЕГО конструктора, мои дети обогащают способы познания, получают навыки творческого мышления и инновационного подхода к решению любых творческих задач.
   Но как же расширить кругозор детей? Снова беру палочку-выручалочку. Нужно только дотронуться ею до чудо-сундучка и опять возникнут другие мои помощники – Капелька, Мудрая Сова, Песочная Королева, Самоделкин, который обронил свою гаечку в песок и дальше не может идти. Делаем предположения, как обнаружить гайку (можно просеять песок или с помощью магнита).
   А еще к ребятам приходит Красная Шапочка и рассказывает о том, что отправляется в гости к бабушке, чтобы передать ей горшочек манной каши. Но у нее случилась неприятность. Она нечаянно рассыпала емкости с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки? Ребята пытаются отделить крупу пальчиками, но  делают вывод, что это медленный способ. Что предпринять, чтобы справиться быстрее? Предлагаю рассмотреть, нет ли в нашем центре «Познавайка» предметов, которые могут нас выручить? Обнаруживаем сита, с помощью которых успешно решаем задачу. А затем, нечаянно провели пальчиком по просеянной крупе и поняли, что можно рисовать удивительные картины, создавать красивую аппликацию и даже красить крупу.
  И я, прекрасная волшебница, глядя на своих воспитанников, не перестаю любоваться ими и радуюсь тому, что с помощью моих помощников дети научились рассуждать, задавать вопросы, фантазировать, овладели навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
   И самое главное, что опыт, приобретенный воспитанниками самостоятельно, с помощью увлекательной познавательно-исследовательской и конструктивно-игровой деятельности, успешно влияет на развитие способности детей видеть многообразие окружающего мира, его красоту, загадочность и неповторимость.
  В результате, констатирую тот факт, что наличие интереса и увлеченность, вызывает у детей восторг, будит мысль! Мои славные непоседы и прелестные почемучки наслаждаются игрой, а новые открытия, умения и знания укладываются в их светлые головки на свои места. Но вот в игре появляется новая сложная задача. Наблюдаю с любопытством: кто-то старательно пытается переставить картинки, кубики, кто-то задумался, кто-то просит о помощи.  Мы вместе ищем ответ на вопрос, вместе пытаемся решить проблему. Ведь я же не совсем волшебница, я только учусь. А учиться приходится и у моих милых воспитанников и вместе с ними.

   Ну, что же, всё вполне гармонично! Мы гармонируем друг с другом, в этом и заключается для меня вся прелесть педагогики, которая меня так вдохновляет!

2 комментария:

  1. Спасибо, Елена Васильевна, за проникновенные слова о профессии, которой мы посвятили всю свою жизнь! Благодарю Вас за труд и желаю творческих успехов Вам и Вашим воспитанникам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Александровна, за добрые слова.

      Удалить